Санкт-Петербург
- необычный город. В нем, выросшем на зыбкой, болотистой почве,
под хмурым прибалтийским небом, всегда ощущалась неодолимая тяга
к камню - этому твердому, долговечному материалу. Создатели Северной
Столицы возводили каменные дворцы и храмы, воздвигали триумфальные
арки и колонны, одели камнем набережные рек и каналов.
Именно здесь возникла первая в России камнерезная фабрика. Здесь
начала свой путь русская школа камнерезной мелкой пластики, подхватившая
и развившая традиции уральских мастеров. Блестящие достижения
художников фирмы К.Фаберже, казалось, были вершиной в развитии
этого вида искусства. В их руках твердые самоцветные и поделочные
камни превращались в изящные фигурки людей, животных, птиц, в
рукотворные букеты цветов.
Знакомясь с работами новых петербургских художников-камнерезов,
приятно сознавать, что традиции старых мастеров не канули в Лету.
Наши современники становятся специалистами высокого класса, опираясь
на творческое наследие известных русских резчиков по камню. Они
быстро проходят период ученичества и подражательства, приобретают
свою творческую манеру.
Один из таких мастеров - скульптор В.А.Илюхин. Его работы из твердого
камня поражают своей завершенностью, глубиной и смысловой наполненностью
образов. Основная тема его творчества -анималистика - создание
скульптур животных.
Хорошее знание анатомии животных, самостоятельное и увлеченное
изучение палеонтологии позволяют ему создавать произведения в
широком диапазоне форм. В работах Владимира Илюхина хочется отметить
удачное сочетание реалистических форм с интересными .художественными
обобщениями, с элементами стилизации и декоративности. Материалом
для изделий служат самые различные по характеру, цвету и твердости
минералы.
При взгляде на. каменные фигуры В.Илюхина, невольно в памяти возникают
изделия этого жанра мастеров фирмы К.Фаберже, однако, их трудно
сравнивать, поскольку здесь мы видим не просто забавные каменные
игрушки, а скорее скульптуры малых форм. В трактовке его произведений
ощущается философия человека. XX века. Есть какая-то ироничность
и внутренняя напряженность в композиции НАДМЕННАЯ ЖАБА. Это выражено
в цветовом контрасте зеленого ( яшма) и желтого ( кремень ), в
плавном, неспешном движении мягкого тела жабы по листу, имеющему
четкий, почти графический рисунок, в том явном психологизме, которым
наделено это существо.
Тот же психологизм и даже гротескность звучит в композиции ГОЛОВА
КОТА , наделенной особой остротой и экспрессией. Загадочно переливаются
лабродоритовые зрачки в глазах усатого зверя. В этом вызывающем
взгляде сфокусирована вся энергетическая сила образа.
Вызывают интерес и такие композиции, как ХОЗЯИН - фигура варана
на скале - из одного куска зеленого нефрита.
ЧЕРНЫЙ МАМОНТ - из пятнистого обсидиана. МОРЖ - на кварцевой льдине.
РОГАТЫЙ ДИНОЗАВР и другие работы.
Что ж , если есть такие мастера, которые заставляют нас задерживаться
перед их работами- задуматься, -значит не угасли традиции старых
мастеров-камнерезов, традиции фирмы Фаберже и продолжаются в работах
новых поколений русских художников.
М.Н.Лопато.
Кандидат
искусствоведения, Зав .сектор ом
художественного металла и камня отдела Западно-Европейского искусства
Государственного Эрмитажа.
|